GUITAR SPECIAL
KK DOWNING/GLENN TIPTON
Такие гитарные дуэты, как Glenn Tipton
и К.К. Downing - редкость. Они прекрасно понимают, что, значит, быть гитаристом
Hard Rock’а и Heavy Metal’a. Kurt Koder из “THE ROLLING STONE” описал их как:
“Апостолы Heavy Metal’a”. Термин, который идеально
характеризует их, задолго до новой волны британского Heavy Metal’a, Tipton’а и
Downing’а можно было обнаружить на краю сцены обменивающимися одной гитарной
дуэлью за другой, и выдающими спектакль, который многие группы тогда, и до сих
пор сейчас, отчаянно ищут. Привычная картина наблюдать их обеих прямо у
края сцены, чем просто одного музыканта играющего такие, как Judas Priest
никогда не были группой, беспокоящейся о таких штампах как соло или ритм
гитара. Tipton и Downing - оба гитариста равного таланта и всегда разделявших
свою работу между собой. Когда один играет ритм, другой выдает жесткое гитарное соло, и наоборот.
Мы встретились с ними обоими за кулисами, и вскоре их теплая
комната начала прогибаться от усилителей, гитар и динамиков, раскрывая для нас техническую
магию мира Judas Priest. В окружении невероятно дорогого оборудования и
множества пустых пивных банок, комната начла наполняться воздухом настоящего
студийного окружения…
Не могли бы вы вспомнить,
когда начали играть на гитаре?
Glenn: “Да, конечно, я
начал поздно. Думаю, мне было только 18, когда я впервые взял в руки старую
гитару “Nofner” и пытался что-то поиграть”.
КК:
“Я начал на 2 года раньше. Я услышал
“Cream” и Jimi Hendrix’a и понял, кем я хочу стать”.
Вы вообще брали уроки?
Glenn: “Нет, никогда,
они нам были не нужны. В нашем родном
городе Бирмингеме, бесполезно было пытаться играть на гитаре. Так или иначе, у
нас никогда не было денег на уроки”.
Но в рок-н-ролле и Heavy
Metal ненормально пробовать найти свой собственный стиль, чем просто испытывать
влияние других музыкантов с самого начала?
КК: “Когда ты
слышишь, как музыкант или гитарист говорит, что в молодости на них не повлияли
другие музыканты, ты можешь быть уверен в том, что гонят чушь. Ты что пытаешься сказать, что все мои
музыкальные не слизаны? Не имеет значения, испытывает ли народ чужое влияние.
Возможно, хочешь ли ты стать музыкантом или нет. Я никогда не был вундеркиндом,
но всегда имел желание стать хорошим музыкантом. Но вряд ли найдется много
людей рожденных с талантом Моцарта”.
Вы вчера были
большими поклонниками гитар “Fender” и “Gibson”. Но с недавних пор, похоже, вы
играете только на гитарах “Hamer”?
Glenn: “Мы до сих пор
большие поклонники всего производимого “Fender” и “Gibson”, и тот факт, что мы
играем на инструментах, сделанных Paul’ом Hamer’ом, ничего не меняет, на самом
деле, когда “Hamer” начал создавать свои
гитары в штатах, а не где-то на дальнем Востоке. Много лет я играл на модели
“Gibson SG” и черном “Fender’e Stratocaster’e”. Когда ты гастролируешь также часто, как мы, все
начинает надоедать достаточно быстро. Дорожник вытаскивает мою гитару из
футляра и снова засовывает ее обратно тысячи раз в году, а это не самое лучшая
вещь для гитары. Клянусь, ты не знаешь, что случилось с моим инструментом
“Gibson SG””.
КК: “Гитары, на
которых мы играем в студии или на сцене - наши рабочие инструменты.
Предположим, я сломал гриф на одной из них, тогда все, что от меня требуется -
это заменить гриф. Но если это случилось с одной из моих старых гитар “Gibson
Flying”, тогда это будет достаточная причина для моего первого инфаркта.
Гитары, на которых мы играем - результат близкого сотрудничества между Paul’ом
Hamer’ом и нами. Все эти инструменты -
ручной сборки, и тебе не удается купить их в магазине. У фирмы “Hamer” -
достаточно ограниченное производство, так что тебя нужно потратить какое-то
время для того, чтобы врубиться, что же ты хочешь. У тебя не получится сделать
это с одной из крупных Японских компаний. Как и обычно, фирме “Hamer” было
достаточно только придумать что-то настолько хорошее, как мои старые “Fender’а”
или “Gibson’ы””.
Glenn: “Я снял свой старый “Gibson SG” со стены над
моей кроватью, естественно, не только для шоу. Я часто играю на ней и использую
как заменитель. В студии, я все время замечаю, что ты извлекаешь из этого
инструмента такие звуки, которые ты просто не в силах сымитировать”.
Выходит, что
знаменитое звучание Judas Priest не обязательно результат одной модели или
работы одной гитары?
КК: “Нет, вовсе нет.
Все дело в том, что инструменты сделанные 20 лет тому назад просто не возможно
сегодня скопировать. Конечно, с тех пор, многие примочки на гитарах были
усовершенствованы, но скажи мне, какой современный гитарный мастер использует
выдержанное дерево, так как это делал LES PAUL или “Fender”? Знаешь, моя старая
гитара “Flying” такого качества, что его просто не описать словами. Может быть
такие пани как Eric Clapton или Michael Schenker, которые много лет играли на одной и то же гитаре, возможно
лучше смогут рассказать тебе об этом”.
Важной частью вашего
особого звучания являются ваши звукосниматели. Какие звучки вы используете, и
какие звучки являются вашими любимыми?
КК: “На наших гитарах
стоят звучки “EMG” и “DIMARZIOS”. Я предпочитаю “DIMARZIOS”, в то время как
Glenn использует активные звучки “EMG””.
Тем не менее, вы меняли
звукосниматели или модифицировали их?
КК: “Нет, мы не хотим
перебарщивать. Конечно, у нас такие же звучки, какие
можно купить в обычном магазине”.
Кто-нибудь из
вас использует струны особого размера?
Glenn: “К.К. играет на струнах размером 008-038, но я предпочитаю
струны 009-042”.
Вы играете на особых
струнах?
КК: “Мы будем играть
на любом инструменте со струнами! Наши роуди натягивают новые струны на гитары
почти на каждом выступлении. Важно, что струны хорошо звучат и долго служат,
все остальное не важно. Не важно какие это струны,
пока внезапно они не рвутся во время концерта. Вот почему мы ставим новые
струны почти на каждое выступление. Не может быть ничего хуже, когда у
гитариста струна лопается во время соло”.
Сколько усилителей вы
используете на обычном концерте?
Glenn: “Мы используем
каждый по четыре 50 ватных маршала, соединенных с четырьмя кабинетами. Этого
вполне хватает для зала средних размеров, но не годится для концерта на отрытой
площадке. У некоторых кабинетов имеются динамики “CELESTION G-12” и другие колонки “ELECTRO VOICE
EVM-121”, так что мы можем варьировать звучание от кабинета к кабинету”.
Насколько отличается
аппаратура, используемая вами на концерте от аппаратуры, используемой в студии?
КК:
“Все по-разному.
Обычно, в студии мы играем на том же аппарате, что и в живую.
Но все зависит от того, какой звук ты хочешь получить в студии, если я увлечен
этим, то буду использовать весь набор усилителей или, иногда, я буду играть,
подключившись напрямую к микшерскому пульту. Ты не должен играть в студии
постоянно на одном и том же аппарате. Если по какой-то причине мне не удается
получить необходимого звучания, мы просто сядем и поиграем до тех пор, пока не
добьемся необходимого. Хотя на сцене все по-другому. Я привык играть напрямую с
микшерского пульта, зная, что это прямое включение и искажение минимально.
Играя с пульта, звукооператор потом может добавить в звучание различные
спецэффекты и тональности”.
Какие эффекты вы
используете и как вы переключаетесь на них во время исполнения?
КК: “У меня целая
куча спецэффектов, которые я использую для создания
своего звучания. В основном, это примочки дикторши различных типов. У меня
четыре основных формата: ритм 1, ритм 2, лидер 1 и лидер 2. Кроме того, я могу
добавлять различные эффекты, как, например, “хоровой эффект” и цифровое
замедление. К сожалению, я не могу рассказать тебе, кто делает какой эффект,
т.к. все наши эффекты снабжены защитной рамой и, следовательно, не доступны”.
Это стойки, в которые вы
просто подключаетесь на концерте, периодически включая и выключая?
КК: “Да, конечно, на
сцене, чего бы ты ни захотел добиться, это совершенно отключается от ситуации в
студии. В живую не возможно играть, напрямую
подключившись к системе Р.А., т.к. она так сильно изменяет звук. Я никогда не
забываю, что когда твой звук записали из усилителя через микрофон, это обедняет
оригинальное звучание. Но, возможно, это мне только кажется”.
Glenn: “Одна из самых
важных вещей на сцене - это возможность раскрыть все звуковой спектр, но ты
должен уметь четко разделять все звуки. У нас у обоих разное звучание, которое
выстраивается и его невозможно изменить. Ты не должен портить то, что ты
создаешь, когда каждый концертный зал обладает своим особым резонансом или
тональными характеристиками, так что это варьируется от концерта к концерту, от
сцены к сцене и т.д. Как только ты начинаешь дурачиться с оригинальным
форматом, ты ведешь себя в корне неправильно”.
Что для вас предпочтительней
- играть соло или копировать его в студии?
КК: “Конечно, многое
из того, что ты слышишь на наших пластинках - идеи, родившиеся на основе джемов
и разогрева. Не все могут набрать нужную скорость, когда загорается красный
свет, и сыграть лучшее соло. Ты получаешь наилучшие результаты, когда кого-то
записываешь, кто не знает, что его записывают. Ты знаком с композицией Eddie Van Halen’а – “Eruption”? Вот идеальный пример. Eddie вошел в студию, надел свою гитару и начал. Просто так получилось,
что когда он играл, кто-то выключил запись. Не думаю, что даже Eddie может сходу войти и сказать: “О’кей, ребята, я сыграю “Eruption””. Хороший инженер крут тем, что
он записывает абсолютно все, что звучит в студии, будь то джем, репетиция, или
настоящее исполнение. Кое-какие лучшие идеи рождаются на основе записанных
ошибок”.
Существует ли какой-то
особый способ создания ваших соло?
КК: “Я считаю, что в
ту минуту, когда гитарист полагается на определенную шкалу или структуру, он
делает самую большую ошибку в своей исполнительской карьере. Хорошему
соло нет необходимости или полагаться на уровни мажорный или минорный материал.
Соло должно улучшить песню. Я исполнял множество соло партий, которыми я остался доволен и они не были сделаны по учебнику или по
аппликатурам. Соло всегда работает на песню, и никак иначе. Например, наша
песня “Reckless” была взята заглавной вещью фильма “TOP GUN” (школа ассов). К сожалению, пришлось выходить из создавшегося положения.
Было стыдно, но я пытаюсь сказать, что “Reckless” не была выбрана из-за гитарного соло, а была выбрана как полноценная песня.
Задумайся над этим. Ты можешь заработать много денег на хорошей песне, но не на
хорошем соло, но если ты заработал на этом себе на жизнь, ты еще долго не
забудешь об этом”.
Вот почему на
последнем альбоме вы решили использовать гитарные синтезаторы?
КК: “Да, конечно. Наш
последний альбом, “Defenders Of The Faith”, продавался не
столь хорошо как мы надеялись. Примерно в это же время, Glenn и я
экспериментировали с различными гитарными синтезаторами. Они поразили нас так,
что мы решили использовать их на следующем альбоме, и позволили им влиять на
всю структуру и звучание альбома. Естественно, мы знали о том, что это станет
предметом споров, но, черт возьми, мы должны расширять свои горизонты и идти в
ногу со временем. Мы захотели дать Heavy Metal новое измерение, и
почувствовали, что эти гитарные синтезаторы идеально подходят для звучания
Judas Priest. Возможно, получается так, что мы родили совершенно новую ветвь
Heavy Metal’a, которую исследует множество других групп. Если кто-то говорит,
что мы позорим Heavy Metal, они говорят полнейшую чушь, и ты не подозреваешь о
том, что другие группы могут двигаться вперед, и утверждать, что они уже давно
использовали синтезаторы в студии, даже не смотря на то, что они рассказывали
сказочки о “Marshall’e” и “Gibson’e”!”
Выходит, ваш следующий
альбом, будет развиваться в это направлении?
Glenn: “Нашим следующим
альбомом будет двойной концертник, он уже закончен. Но мы уже сочинили вместе много
материала для нашего следующего альбома”.
Техническая
информация:
-
Гитары: “Fender
Stratocaster” –63, 65 г выпуска, “Gibson SG” SPECIAL, “Gibson Flying” V 65, 66 года выпуска.
-
Усилители: 50-ти ваттный MARSHALL, MESA BOOGIE TOPS.
-
Кабинеты: 4*12 MARSHALL
-
Динамики: ELECTRO VOICE,
EVM 12C, CELECTION G12.
-
Звукосниматели: EMG (активные), DI MARZIO (пассивные).
-
Струны: 009-042, 008-038.
-
Эффекты: TRICE BOOSTER,
THE PAT, ROCK-TRON NUSH IIC NOICE GATE, FLONDER, SHORUS, DELAYS.
Автор статьи: Stefan Kerzel
В журнале “Metal Hammer” стр. 92-93, (Англия) 1987г.
Перевод FIGHT
RIGHT